Восстановление Завета и прославление Моисея (Исх.34).

Ст.1-10: Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем., когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (ст.32,19).

Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину го­ры (1-3 ст.). На утро другого дня, истесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел сюда в облаке и остано­вился близь Моисея (слав. "предста ему тамо Моисею, это явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу "покажи ми славу Твою" (38,18). Явившись Моисею, Гос­подь провозгласил Свое имя Иегова (слав. "и призва именем Господним"), имя указавшее на вечность и неизменность Госпо­да (ст.3,14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа - милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости "в тысящи", отъемлющим без­закония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной ("в тысячи") милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милос­тивым, Господь является в то же время Богом истинным, не ос­тавляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким обра­зом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и чет­вертого рода.

С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему руководить им: и Господь да­ет обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие зна­мения и чудеса (4-10 ст.). Ст.11-28: Как непременное условие завета, Господь поставляет, чтобы народ в точности исполнял уже известные ранее данные законы. Эти условия завета Моисей, по повелению Божию, должен был записать, на новых же скрижалях были написаны за­поведи десятисловия (27-28).

Ст.29-35: Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо его от близкого общения с Бо­гом сияло лучами (слав. "прославися зрак плоти лица его"), так что народ не смел взирать на прославленное лицо своего вождя. Передав народу все слова Господа, Моисей с этого времени стал покрывать лицо свое покрывалом, которое снимал только тогда, когда являлся перед Господом и когда передавал волю Божию на­роду (29-35 ст.).



Прославление Моисея свидетельствовало о его высоком нравственном достоинстве, указывало евреям на его высокое назначе­ние и внушало необходимость полного послушания его. Кроме то­го, прославление Моисея, объяснению святого апостола Павла (1,2 Кор.3), имело таинственно - прообразовательный смысл. По указанию Апостола, прославление Моисея и покрывало, возложен­ное им на свое лицо, указывало на совершенное свойство Ветхо­го Завета и будущее ослепление евреев. То обстоятельство, что евреи могли видеть прославленное лицо Моисея только через по­крывало, указывало, по объяснению Апостола, что сокровенную в Законе тайну искупления человечества через Христа можно было созерцать через покров обрядов жертв, вообще всю внешность Ветхого Завета евреи видели таким образом, Моисей как бы чрез некоторое покрывало, в противоположность христианам, которые созерцали искупление, совершенное Христом Спасителем. С дру­гой стороны, покрывало, возложенное Моисеем на свое лицо, предуказывало будущее ослепление евреев. Ослепление это выражалось в том, что уже после совершения тайны искупления, евреи читая богодухновенные писания Ветхого Завета, в част­ности писания Моисея, не понимают истинного смысла Писания, истина Писания остается скрытой от них как бы некоторым по­крывалом, которое снимается с их сердца только тогда, когда они обратятся к Господу, т.е. сделаются христианами (14-17 ст.). Поэтому, как говорит церковная песнь: "Моисей своим покровенным лицом евреев неверные сердца изобличи" (стих. на литии на Сретение Господне).


3053694052063239.html
3053795794949911.html
    PR.RU™