Теория циклического развития культуры

1.Общая характеристика истории циклического круговорота. Теория Данилевского

2.Концепция Шпенглера

3.Концепция Тойнби

Общая характеристика

В глубокой древности возникала потребность понять как развивается общество, как развивается культура и мыслители древности имели разные суждения: очень многие полагали, что развитие общества может быть уподоблено развитию природы, то есть общественное развитие не имеет специфических проявлений, а соответствует природным закономерностям, тому, что природой заложено. Природа развивалась циклически, в самой природе происходили повторения одних и тех же циклов, то принято было считать, что в обществе эту циклическую модель можно легко обнаружить. Развитие общества можно уподобить изменениям климатическим, времен года, сравнить с теми циклами, которые проходит природа. Циклическому развитию подчинена жизнь живых организмов, особенно однолетние растения - они явно демонстрируют четко выращенный цикл: начало, цветение, увядание, умирание. Циклическая модель - это самый простой способ объяснить как развивается общество. Мы находим эти суждения в трудах Аристотеля - он очень много говорит о цикличности, несмотря на то, что древнегреческая философия придерживалась диалектических принципов и полагала, что развитие повторяется. Как говорил Гераклит: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Циклическая модель считалась самой реальной.

В средние века любые общественные процессы рассматривались с теологической точки зрения, то, что происходит на земле - это осуществляется при помощи бога. Попытки сформулировать теории воспринимались как некое противостояние официальной религиозной точки зрения. К концу эпохи возрождения происходит оживление теории циклического развития. Маккиавелли много рассуждает о характере общественного развития, в том числе положительно оценивает теорию циклического развития. Жан Батист Вико - итальянский философ конца 17- начала 18 века, он в своих рассуждениях об истории общества указывал на, что круговороты или циклическое развитие явления не однородные. Вико выстроил модель. Любое общество в процессе своего развития обязательно проходит три стадии: век богов, век героев и век людей. Сложно назвать теорию Вико строго научной, она скорее мифологическая. Суть теории Вико заключалась в следующем: всякое общество в процессе своего развития начинает существовать в рамках мифологической модели. Люди формируют культуру, исходят из того, что миром правят боги. Космос управляется богами и на этом этапе люди целиком и полностью подчиняют свои общественные интересы и действия воли богов. С точки зрения Вико, развитие начинается с высшей точки, затем развитие идет по нисходящей линии, каждый следующий этап - это этап деградации. Этот этап достаточно явно себя обнаруживает в мифологии. Все народы на ранних стадиях развития - пишет Вико, создают мифологические тексты, в которых формулируют свое понимание мира, свое видение пространства, времени, место человека в этом пространстве и другие вопросы. Затем, когда этот этап исчерпывает себя, наступает второй век - век героев, этот век характеризуется тем, что продолжают существовать высокие идеалы, ценности, которые исходят не из самого общества, а создаются свыше. Но из самого общества выделяются исключительные люди, герои, которые по своим качествам и достоинствам стоят на порядок выше обычных людей и нередко обладают достоинствами, качествами, нередко присуще богам. Герои полулюди, люди с большими возможностями. Эти исключительные герои помогают обществу найти верный путь в своем историческом развитии. Век героев - это серебряный век и он находит свое отражение в эпосе, как правило в героическом эпосе (в мифических поэмах, в которых показана не только история взаимоотношений людей и богов, но и развитие человеческой истории). Этот век на порядок ниже, с точки зрения Вико, чем век Богов, но является достаточно совершенным веком. Третий век - век людей - железный век. Век, который выводит на историческую арену обычного человека. Это не значит, что их раньше не было, просто они никогда не определяли историю. Наступает период, когда люди начинают творить историю. С точки зрения Вико, люди не совершенны, они обладают недостатками. Железный век не даст тех высоких культурных результатов и достижений, которые были возможны в 1 и 2 веках. Таким образом, по мысли Вико, переход от золотого к серебряному, от серебряного к железному. История может повторяться и возвращаться к развитию, снова создавать новые мифологии и на этой мифологии выстраивать свой эпос. Эти взгляды Жан Батиста Вико при всей ненаучности были очень популярными. Для мыслителей 17-18 веков это имя было очень значимым, популярным и достаточно активно Жан Батист Вико влиял на личные взгляды современников. Во многом созвучными взглядам Вико являются взгляды Иоганна Гердера - немецкий философ-просветитель, который полагал, что в своем развитие общество проходит некие стадии подобные серебряному, золотому и железному веку, так же как и Вико, Гердер полагал, что развитие происходит по нисходящей линии, рано или поздно идеалы будут уничтожены. В 19 веке теория циклического развития продолжает волновать исследователей разных областей. Русский философ Данилевский тоже считал продуктивным обращение к циклической теории развития. Книга "Россия и Европа" привлекла к себе большое внимание, потому что:



1.В этой концепции Данилевский аргументировано представил историю человечества за много столетий. И вписал в мировой опыт России. Это было интересно не только российскому обществу, но и исследователями других стран.

2.В своей работе Данилевский дал явно понять, что культура существует в виде разнообразных культурно-исторических типов. Нельзя говорить о том, что культура едина и целостно неделима, напротив, культура распадается на множество культурных исторических типов и внутри каждого исторического типа есть свои особенности, характерные черты, но есть и единая для всех типов логика развития. Логика развития была целиком и полностью связана с идеей цикличности.

3.Наличие законов, которые Данилевский сформулировал. Данилевскому было важно понять в чем заключаются некие специфические законы общественного развития. И он сформулировал 5 законов исторического развития.

Теория Данилевского любопытное явление, но оно не может быть полностью признано как истинное, потому что в нем очень много пропагандистского начала. Данилевский принадлежал к движению славянофилов и считал, что данная концепция поможет утвердить позицию России в мире и показать превосходство славянской культуры по отношению к культурам запада.

Основные идеи теории Данилевского. Данилевский выделил исторические типы, которые прошли в своем развитии все основные этапы - те культуры, которые демонстрируют яркий пример целостности. Среди этих культур он называет: ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура. Среди этих культур он выделяет славянский тип. Для каждого культурно-исторического типа характерна фаза развития: история древняя, средняя и новая. Понятия средней, древней и новой тождественны этапам развития живого организма - рождение, зрелость, умирание. Данилевский пытается сформулировать основные условия, при которых культура может получить самостоятельный статус и условия для развития:

1.Всякое племя и семейство народа может составить самостоятельный культурно-исторический тип при условии единого языка.

2.Можно говорить о культурно-историческом типе только в том случае, если общность обладает политической независимостью.

3.У каждого культурно-исторического типа есть свой набор характеристик, которые не передаются другим культурам. Несомненно то, что ход развития культуры сложный и занимает огромный исторический отрезок, период расцвета будет очень коротким. Данилевский говорит, что культурно-исторический тип подобен тем растениям, которые очень долго растут, но очень быстро увядают после цветения. После расцвета начинается этап разрушения культуры.

Исследователи, которые придали теориям циклического развития новые акценты. Теорию Шпенглера многие критики охарактеризовали как эсхатологическую теорию. Эсхатология - это раздел библии, посвященный концу света. Шпенглер неоднозначно говорит о разрушения европейской культуры и проводит серьезные исследования во всему мировой культуре.




3053265397173012.html
3053327079116081.html
    PR.RU™