Теоретические основы товароведения

Общая характеристика товароведения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

В данном курсе такими понятиями являются товароведение, товар, потребительные свойства, потребительная стоимость и другие, рассматриваемые в данной главе.

Товароведение медицинских и фармацевтических товаров — комплексная научная дисциплина, изучающая:

· потребительную стоимость медицинских и фармацевтических товаров;

· их классификацию и кодирование;

· стандартизацию;

· факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;

· методы контроля и оценки качества;

· конкурентоспособность;

· закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру;

· условия сохранения качества товаров при их транспортировке, хранении, потреблении и эксплуатации.

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать». Последнее слово переводится с санскрита на русский язык как знание. Следовательно, товароведение это — знание о товаре.

Знания о товаре необходимы всем, кто встречается с ним на всех этапах его продвижения от разработчика до потребителя (пациента). Особенно эти знания необходимы провизору, который осуществляет производство, продвижение, хранение и обеспечение потребителя медицинскими и фармацевтическими товарами.

Существует много определений товара. Общепринятым является определение, данное в Большой Советской энциклопедия: «товар — продукт труда, произведенный для продажи». По формулировке Ф. Котлера, «товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, включая физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи». Однако, оно более приемлемо для маркетинговых исследований, чем для товароведческого анализа, поскольку товароведение призвано заниматься физическими объектами в качестве товара.

В товароведении принято приведенное ниже определение товара, поскольку оно отражает основную функцию товара — удовлетворение общественной потребности.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности.

Как следует из определения, товар характеризуется потребительными свойствами, обусловливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти потребительные свойства проявляются только в процессе потребления или эксплуатации.

Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (пример: лекарственные средства, химические реактивы для анализов, медицинские инструменты одноразового применения и т.п.). Термин эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (пример: медицинские инструменты, приборы и оборудование).



Медицинские и фармацевтические товары характеризуются многими свойствами, однако не все из них являются потребительными.

Провизор должен знать все свойства медицинского или фармацевтического товара и уметь выделить из них те, которые удовлетворяют нужду пациента в лечении или профилактике конкретного заболевания. Например, вата медицинская гигроскопичная хорошо горит. Но это свойство не может быть потребительным с точки зрения медицинской сестры, использующей ее при операции или при уходе за больными. Анализируя свойства ваты, в качестве потребительных можно выделить высокую поглотительную способность и капиллярность — то, что обеспечивает ее высокую гигроскопичность.

Классификация потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров имеет большое значение для аргументированного подхода к их анализу и оценке. Особое значение это приобретает в условиях современного медицинского и фармацевтического рынка, где работа требует быстрой ориентации в потребительных свойствах товара для выбора наиболее конкурентоспособного.

Для того чтобы товар мог удовлетворить потребность человека, он должен обладать полезностью. С позиции экономической теории полезность — общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью.

Различают стоимость (меновую стоимость) и потребительную стоимость товара.

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

Потребительная стоимость товара — экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага.

В денежном выражении потребительная стоимость может превышать цену товара. (Пример: цена лекарственного средства в аптеке у дома может быть выше, чем в другой аптеке. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет возможность выбора — купить лекарство в ближайшей аптеке и сэкономить время или в пройти в дальнюю и сэкономить деньги).

Таким образом, потребительная стоимость является важнейшей товароведческой категорией, объективно характеризующей состояние и место товара на данной ступени развития общественных потребностей, а, следовательно, дающей возможность разрабатывать научно обоснованные меры улучшения его потребительных свойств.

В отличие от стоимости, потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, созданным как для обмена, так и для личного потребления. Она не зависит от общественных форм производства. Очевидно, поэтому в товароведении часто отождествляют и однозначно трактуют такие понятия, как товар, вещь, предмет, продукт и др., хотя в экономическом смысле они могут иметь разное содержание.

Рассмотрим наиболее характерные черты формирования потребительной стоимости товаров.

Способность продуктов труда удовлетворять потребности человека связана с присущими им естественными свойствами, хотя проявляются эти свойства только в отношении к потребностям. Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые удовлетворяют потребность потребителя, в нашем случае пациента.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Такое определение термина «потребитель» дано в ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей», В этом случае речь идет о конечном потребителе — пациенте.

Определение этого термина в международной практике несколько иное. В Международном стандарте МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» сказано: «Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком». В отечественном «Современном экономическом словаре» 1996 года дано определение, близкое к международному: «Потребитель — лицо или организация, потребляющие, использующие продукцию чьего-либо труда». Из последних двух определений следует, что потребитель может быть внешним (прямым) и внутренним (промежуточным) получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления, или для производства новых видов продукции (пример: производители сплавов для изготовления медицинских инструментов являются потребителями руды и различных добавок, производители биологически активных соединений для производства лекарственных средств являются потребителями различных химических соединений, используемых при синтезе и т.п.). В товароведении речь идет не только о конечном потребителе, но и обо всех промежуточных потребителю, которые принимают участие в процессе производства товара, поскольку чаще всего промежуточные потребители могут получать прибыль при производстве полуфабрикатов.

Существует также несколько определений потребности в зависимости от того, в каком аспекте она рассматривается.

В Советском энциклопедическом словаре 1985 г. на стр. 1044 приводится следующее определение: «Потребность — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом». Это определение близко к определению Ф. Котлера "Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида».

В товароведении принята следующая формулировка потребности:

Потребность — осознанная необходимость, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества.

Из приведенных выше определений следует, что потребность и потребительная стоимость — категории диалектические. Естественные свойства, составляющие материальную основу полезности вещей, лишь кажутся не зависящими от исторического процесса развития. Содержание самой полезности определяется общественным развитием общества. По мере развития общества изменяются потребности человека и общественное значение тех или иных естественных свойств и технических показателей качества производимой продукции. То есть полезность продукции формируется как под воздействием естественных свойств, так и под влиянием совершенствования структуры и повышения общественных потребностей. В пределах определенного времени товар должен сменить свою старую потребительную форму, чтобы продолжать существовать в новой.

Потребительная стоимость продуктов труда проявляется в пользовании. Отдельно взятый товар обладает лишь потенциальной полезностью. Как продукт труда он проявляет себя только при реализации потребительной стоимости, т.е. в потреблении. Следовательно, лекарство, разработанное для лечения того или иного заболевания, проявляет свою потребительную стоимость только в том случае, если больной его принял и вылечился. Лекарство же, которое не оказывает ожидаемого терапевтического эффекта (например, фальсифицированный лекарственный препарат, не содержащий действующего вещества), не обладает потребительной стоимостью.

Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость. Аналогичным образом это относится и к потребительной стоимости медицинских и фармацевтических товаров. В общем товароведении в зависимости от характера потребления продуктов труда различаютиндивидуальную и общественную потребительные стоимости.

Индивидуальная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, созданным для личного потребления. Эти продукты не являются товаром. Их потребительная стоимость формируется материально-вещественной стороной, не зависящей от общественных отношений, и проявляется, как естественное свойство продукта удовлетворять человеческие потребности (пример: лекарственное растительное сырье, которое больной сам собирает летом, сушит, а затем сам себе готовит из него настои и отвары).

Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы для удовлетворения общественных потребностей. В условиях товарного производства эти продукты труда являются товарами. (Пример: лекарственное растительное сырье, которое перерабатывается определенным образом на фармацевтических предприятиях или в аптеках. Пациенты покупают его в аптеке и сами себе готовят из него настои и отвары.)

Если какого-либо продукта производится больше, чем это необходимо для удовлетворения потребностей общества, то излишняя его часть теряет общественную потребительную стоимость. К. Маркс указывал, что «...если потребительная стоимость отдельного товара зависит от того, удовлетворяет ли он сам по себе какую-либо потребность, то потребительная стоимость известной массы общественных продуктов зависит от того, адекватна ли она количественно определенной общественной потребности в продукте каждого особого рода...».

В свою очередь общественную потребительную стоимость подразделяют на:

· единичную потребительную стоимость, свойственную единице товара или набору товаров для удовлетворения потребностей одного человека или членов его семьи (пример: конкретное лекарственное средство, предмет ухода за конкретным больным и т.п.);

· совокупную общественную потребительную стоимость, свойственную большому количеству товаров для удовлетворения потребностей общества или его отдельных групп. (Пример: лекарственные средства, предметы ухода за больными, различные диагностические приборы и оборудование и т.п.)

В последнем случае потребительная стоимость проявляется через единичные потребительные стоимости, т.е. степень удовлетворения потребностей этими товарами в здравоохранении зависит не только от качества товара, но и от его количества.

Общественная потребительная стоимость товаров также характеризуется двумя неразрывно связанными составляющими: материально-вещественной и социально-экономической. Первая определяется степенью развития науки и технологии производства, вторая — уровнем и характером потребностей, которые общество предъявляет к товару.

Товароведение изучает материально-вещественную потребительную стоимость товара. Изучением социально-экономической потребительной стоимости занимаются другие дисциплины — экономика, маркетинг и т.п.

По способу потребления принято делить потребительную стоимость на:

1) стоимость предметов потребления — вещей, удовлетворяющих, материальные, духовные потребности людей (лекарственные средства, медицинские инструменты, предметы ухода за больными и т. п.);

2) стоимость средств производства — вещей, удовлетворяющих потребности людей опосредованно, т.е. используемых для изготовления предметов потребления. (Все, что используется при создании предметов потребления — здания, технологическое оборудование, сырье, полупродукты, катализаторы, активаторы, стабилизаторы и т.п.)

Как следует из сказанного выше, объектом (предметом) товароведения, наряду с товаром, является единичная потребительная стоимость, характеризуемая в товароведении категорией качество.

Качество товара — совокупность потребительных свойств, обусловливающих пригодность товара, т.е. способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара в определенных условиях эксплуатации. Иными словами, это — мера потребительной стоимости.

Качество — сложное понятие. Оно, как и потребительная стоимость, имеет две стороны: техническую(материально-вещественную) и экономическую (социально-экономическую). В одних случаях в большей степени находит отражение техническая сторона качества, в других — экономическая. В настоящее время в регламентированной формулировке качества отражается его техническая сторона, которая находится в прямой зависимости от уровня развития техники и технологии производства. Именно технический аспект качества является объектом исследования в товароведении.

При этом нельзя абстрагироваться от экономической стороны качества. Для общества не безразлично, каковы затраты на достижение того или иного уровня качества товаров. Если не учитываются затраты, то может возникнуть противоречие между техническим совершенствованием продукции и экономическим эффектом ее применения. Нельзя неограниченно повышать качество, чрезмерно увеличивая затраты на производство, но, с другой стороны, нельзя и снижать себестоимость продукции за счет недопустимого снижения ее качества. Наивысшей полезностью товар обладает, когда в полной мере удовлетворяет общественную потребность при минимальных затратах труда. В большинстве случаев именно это определяет судьбу товара: либо он найдет сбыт, либо затраты, воплощенные в нем, будут признаны нецелесообразными с социальной точки зрения.

Уровень качества товара, поддержание которого экономически наиболее целесообразно для общества, и является уровнем оптимального качества. Он в равной мере учитывает интересы потребителя и производителя. Уровень оптимального качества имеет временный характер и возрастает по мере увеличения потребностей и платежеспособности общества.

Качество может быть измерено или оценено количественно. Количественная оценка качества чрезвычайно сложна. В настоящее время существует специальная дисциплина «Квалиметрия», предметом которой является количественная оценка качества продукции. В фармацевтической промышленности разработкой методов количественной оценки качества продукции занимается фармацевтическая химия, а осуществляет контроль качества провизор-аналитик.

Показатель качества товара — количественная характеристика свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям производства и потребления.

Формируется качество товара в процессе его разработки и производства. Нормативной документациейустанавливаются правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности при производстве товаров. Документация включает стандарты (технологические регламенты и стандарты качества) и другие нормативные документы — общероссийские классификаторы, государственные реестры, правила, рекомендации, кодексы установившейся практики и т.п. Термины и определения основных понятий регламентируются ГОСТ 3.1109-82. «Единая система технической документации. Термины и определения основных понятий».

Уровень качества товара при этом отражается в техническом регламенте (ТР), который носит обязательный характер (принимается законом, указом президента или постановлением правительства РФ) и обеспечивает качество, безопасность и эффективность производства и применения товара.

Регламентируется уровень качества товара государственным стандартом качества (ГОСТ) товара, содержащим перечень и уровень потребительных свойств товара, а также методов контроля этих показателе.

В законе об обращении лекарственных средств под качеством лекарственного средства понимают соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.

Таким образом, в отличие от всех остальных видов товаров, используемых в медицине, государственным стандартом качества для лекарственного средства является фармакопейная статья (ФС).

В товароведении принято классифицировать показатели качества по следующим признакам:

1) по количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные;

2) по способу выражения: в натуральных единицах и баллах;

3) по методу определения: органолептический, инструментальный, социологический, экспертный;

4) по области применения: единице продукции, совокупности единиц однородной продукции, совокупности единиц разнородной продукции;

5) по стадии определения: на стадии проектирования, на стадии производства, на стадии потребления.

Выбор номенклатуры показателей качества продукции регламентируется государственными стандартами.

Управление качеством товаров — установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества медицинских и фармацевтических товаров при их разработке, производстве, транспортировании, хранении и потреблении. Это осуществляется через контроль качества и целенаправленное воздействие на условия и факторы, которые влияют на потребительные свойства товара, т.е. на качество. Систематическое улучшение качества продуктов труда свойственно всем общественно-экономическим формациям и является обязательным условием развития экономики.

В фармации, как особой отрасли народного хозяйства, связанной с жизнью человека, управление качеством товара осуществляется путем разработки и утверждения для каждого этапа товародвижения международных стандартов, например ИСО 9000 и GXP.

Приведенная на рисунке рис. 1.1. схема GXP, отличается от си­стемы ИСО простотой и меньшей детализацией. В ней сформули­рованы требования к управлению качеством товаров — от процесса разработки до оптовой продажи:

· GLP (good laboratory practice) — добротная лабораторная прак­тика, управляет надежностью и воспроизводимостью информа­ции об эффективности и безопасности создаваемых лекарств на экспериментальных моделях;

· GCP (good clinical practice) — добротная клиническая практика, управляет надежностью и воспроизводимостью информации при клинических испытаниях новых лекарственных средств и техно­логий их использования;

· GMP (good manufacturing practice) —добротная производственная практика, управляет технологическими процессами получения и контроля качества лекарственных веществ, препаратов и гото­вых к использованию и введению в организм человека лекар­ственных средств.

· GDP (good distribution practice) — добротная дистрибьюторская практика, управляет продвижением выпускаемых фармацевти­ческих товаров надлежащего качества от производителя к опто­вому звену.

· GPP (good pharmacy practice) — добротная аптечная практика, управляет обеспечением населения (потребителей), амбулатор­ных и стационарных больных всеми товарами аптечного ассор­тимента надлежащего качества. В нашей стране этими правила­ми устанавливается, что руководить аптекой могут лица с фармацевтическим образованием.

· GSP (good safe practice) — добротная сохраняющая практика, управляет соблюдением надлежащего хранения лекарственных средств на всех этапах товародвижения от производителя к ко­нечному потребителю — пациенту.

Рассмотренные аспекты потребительной стоимости самым тес­ным образом связаны с предметом товароведения. Недопонимание этих аспектов ведет к неправильной трактовке задач курса, сводит их только к определению свойств товара при приемке. Объектом исследования в медицинском и фармацевтическом товароведении является техническийаспект качества товара. Что в свою очередь позволяет изменять количественное соотношение затрат на произ­водство лекарственных средств и лечения в целом, полнее удовлет­ворять все потребности здравоохранения. Между тем, определение свойств товара в большей мере является предметом соответствующих специальных дисциплин, таких, как фармакогнозия, фармацев­тическая химия, фармакология, технология лекарственных средств.

Конкурентоспособность товара— совокупность потребительных, стоимостных и прочих характеристик продукта, определяющие его сравнительные позиции и возможности продаж на данном рынке.

Это понятие чаще всего используется в маркетинге товаров.

Ассортимент товаров- состав и соотношение товаров опреде­ленного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, сортности, дозировке и другим признакам.

Экспертиза(лат. expertus — опытный) товара— исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, эконо­мики, торговли различными видами товаров с последующей выда­чей заключения.

Товароведческий анализ— анализ данных о конкретном товаре или группе товаров с точки зрения его потребительных свойств.




3052284919725265.html
3052306477133241.html
    PR.RU™