Становление речи в дошкольном возрасте

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уже планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1) односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая, «ситуативная» речь); 2) неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; 3) бедность речи; 4) недостаточный словарный запас; 5) замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач); 6) употребление нелитературных слов и выражений; 7) бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; 8) неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; 9) отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.; 10) плохая дикция.

Воображение и творчество. Пути форм-я творческого воображения.

Творчество — процесс д-ти, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления.

По степени волевых усилий: преднамеренное и непреднамеренное.

По результатам: Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть), Продуктивное (творческое) воображение, с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности: активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение, пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.



По виду образов: конкретное и абстрактное.

Волшебные превращения (упражнение для развития воображения, для освоения приемов преобразования объекта). На что похож овал? (на огурец, рыбку, жучка …). Сделайте из овала какое-нибудь живое существо (рыбку, жучка, поросенка, зайца, человека…). Дети сами придумывают, в кого может превратиться овал.

“Игра-загадка” (упр. для разв-я воображения, фантазии, изобретательности). Реб. загадывает и изображает какое-либо животное, дети угадывают его. Свои идеи представляют все играющие. Если дети расшалились, дайте команду: «Замри» (для расслабления).

“Цепочка художников” (упр. для развития воображения, способности согласовывать свои действия с действиями сверстников). Детям предлагается начальный элемент рисунка, они по очереди дополняют его так, чтобы в конце получилось законченное изображение. После завершения рисования каждый должен рассказать, какую деталь он нарисовал и что должно было получиться в итоге.

Воображение ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует Разнообразны виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Игра явл. ведущей деятельностью ребенка, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов)

Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.


3051447275369801.html
3051461492444622.html
    PR.RU™